logo
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь
ГОСКАРТГЕОЦЕНТР
Государственное предприятие «Белгеодезия»
АВТОРИЗАЦИЯ
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
История создания карты

 

Географические карты не просто помогают нам добраться
от пункта А до пункта Б. Они могут служить инструментом
олитики и моментальным снимком истории, могут отражать
страхи и предубеждения своей эпохи.

                                     Джерри Броттон

 

Древние карты предназначались в первую очередь для путешественников, солдат и моряков. Путешествия же в те времена были делом опасным. Транспортные средства не отличались комфортом. При этом состояние дорог, вплоть до расцвета гражданского строительства в Риме, не позволяло почувствовать даже те скромные удобства, которые способны были предоставить грубый фургон или повозка с окованными железом колесами. Разбойники на дороге встречались настолько же часто, насколько редкими были придорожные гостиницы; вследствие этого множество «путевых рисунков», дорожных карт и путевых заметок истлели возле дорог рядом с телами владельцев. Пожары, наводнения и кораблекрушения тоже внесли свою лепту.

Материалы, которые использовались при изготовлении сухопутных и морских карт и глобусов, также способствовали их уничтожению. До сих пор еще не обнаружено ни одного материала или носителя, который был бы пригоден исключительно для изготовления карт.

Невозможно определить, когда появились первые географические карты. Среди археологических находок на всех континентах можно увидеть примитивные рисунки на камнях, на костяных пластинках, на бересте, на дереве — это карты ближайших окрестностей. В прошлом и нынешнем веках путешественники постоянно обращались к картографическому искусству туземного населения. Их карты оказали неоценимую услугу тем, кто открывал и наносил на карту мира неизведанные земли.

Оригинальные карты создали жители Маршалловых островов и Полинезии — карты из палочек. Туземцы пользовались ими в плавании между островами архипелага. Первое известие об этих картах привез в Европу немецкий консул Ф. Гернсгейм. В европейских коллекциях сейчас находится около 50 таких карт. Сделаны они из тонких палочек, расположенных в разных направлениях друг к другу, — прямо, под углом, а к ним приложены раковины или камешки. Все это соединено нитями из пальмовых волокон. Палочки показывают направление морских течений и наиболее удобные пути в мореплавании. Камешки или раковины изображают острова.

Августин Крамер, путешествуя по южной части Тихого океана в 1897—1899 годах, видел у одного из туземных вождей начерченную в тетради карту Маршалловых островов — по форме и очертаниям она напоминала палочковые карты.

Одно из первых известий о картах полинезийцев привез Джеймс Кук (1728—1779). Его проводником в плавании 1776 года был полинезийский вождь Тупайя. От природы сообразительный, Тупайя, отлично знал Полинезию. По его сведениям была составлена карта района, находившегося между 130°—170° западной долготы и 7°—27° южной широты. Карта изображала территорию, равную 9 200 км2, и на ней было отмечено 80 островов. До нашего времени карта не сохранилась, но существуют две ее копии.

Очень интересные сведения оставили путешественники о картографических способностях эскимосов — как с севера Канады и Аляски, так и из Гренландии. Английский исследователь Арктики Уильям Эдуард Парри в 1821—1823 годах изучал район Гудзонова залива. Эскимоска Илиглюк сделала для него набросок, с помощью которого в июле 1822 года Парри открыл пролив между полуостровом Мелвилл и островом Баффина. Фредерику Вильяму Бичи эскимосы помогли в его путешествии Беринговым проливом в залив Коцебу: они начертили ему на земле карту, камнями обозначив горы, острова, а рыбацкие поселки — палочками, воткнутыми в землю.

В 1848—1859 годах английский капитан Фрэнсис Леопольд Мак-Клинток принимал участие в экспедиции по спасению полярника Джона Франклина. Ценные сведения сообщали Мак-Клинтоку эскимосы: нарисовали карты побережья залива Элио и других мест побережья, указали даже положение остовов обоих погибших судов Франклина. Мак-Клинток особенно высоко оценил карты, начерченные для него эскимосами А-Вах-Лахом и Ов-Ванг-Ноотом.

Начиная с 1883 года исследования в районе Гудзонова залива производил Ф. Боа. Многие эскимосы и эскимоски сделали для него различные наброски-карты. Самый интересный из них тот, который изображает острова Бехлера в Гудзоновом заливе. Острова нарисованы поразительно точно, изображение почти полностью совпадает с тогдашней картой британского морского флота.

Многие путешественники отмечали, что эскимосы, которые впервые в жизни брали в руки карандаш, могли очень точно и подробно изобразить очертания своего побережья. Необычайные способности эскимосов к ориентации описал и американский географ Буазе. В 1898 году эскимос Нуктан, житель Северной Гренландии, нарисовал ему карту залива Смита, обозначив на ней области с вечными ледниками и без них. Позднейшие данные показали, что это очень точный рисунок.

Датский этнолог Кай Биркетсмит рассказывает о картах совершенно особого рода. Это карты-рельефы, которые восточногренландские эскимосы вырезали из дерева. Одна из таких карт хранится в Национальном музее Копенгагена. Карта состоит из двух частей, не связанных друг с другом: в левой части изображено восточное побережье Гренландии, в правой, более узкой, — цепь островов, расположенных перед побережьем.

Канадский полярный исследователь Вильялмур Стефансон отметил такую интересную особенность в картах эскимосов: они изображают все, что считают для себя важным, например, причалы для лодок. А горы, тянущиеся вдоль побережья, для них неважны, они их и не изображают.

Так же, как и в глубокой древности, карты как модели и продукты картографии используют для отображения и познания природных и социально-экономических геосистем. Картография также существует как область техники и технологии создания и использования картографических произведений и как отрасль производства, выпускающего продукцию (карты, атласы, глобусы и т.д.). А развитие компьютеризации расширило представление о картографии, в ее интересы входят также технологии создания электронных карт, баз и банков цифровой картографической информации.

 

Эта средневековая дорожная карта вела паломников из Лондона в Иерусалим. Дуврский замок (вверху слева)
и Кале (внизу справа) отмечают переправу через Ла-Манш

 

 

Карта мира, изготовленная во время правления Карла V, между 1364 и 1372 гг.
Мир окружают двенадцать ветров

 

 

 

 

Сцена топографической съемки XVI в. Показано изготовление 
инструментов и их использование в полевых условиях

 

 

Джентльмен-топограф в XVI в. путешествовал соответственно. Пока топограф с помощником
зарисовывали дорогу и окрестности, ориентируясь при помощи портативного компаса, 
специальный счетчик подсчитывал число оборотов колеса кареты

 

Инструменты топографа XVIII в. были просты, но эффективны. В поле топограф пользовался портативным
компасом в ящичке, столом-планшетом с компасом и алидадой, шагомером (одометром) для измерения
кривых линий, таких как русло реки, и полукругом для измерения углов

ГОСКАРТГЕОЦЕНТР
Государственный комитет
по имуществу Республики Беларусь
© 2010-2017